» Станция Родинская

Станция Родинская

Традиционно начало работы станции Родинская в первой половине 50-х годов связвают со строительством шахт "Родинская" № 2, "Краснолиманская", "Запорожская", ставшими градообразующими для шахтёрского городка Родинское, а также шахт "Белицкая", "Водяная" №№ 1 и 2, когда-то давших жизнь городу Белицкое и посёлку Водянское. Станция получала не только шахтные грузы, но и материалы для строительства шахтёрских посёлков. Станция была построена на железнодорожной ветке Красноармейское - Доброполье, по которой задолго до описываемых событий было налажено курсирование пассажирских составов, и поэтому станция практически с самого начала была открыта для пассажирских операций. 

 

Но ещё в 1913-1914 годах, когда Добропольская ветка существовала лишь на бумаге, - в разработках управления Екатерининской железной дороги, - Совет Съезда горнопромышленников юга России настаивал на строительстве подъездных путей к шахтам Григорьевского рудника генерала В.С.Токайшвили от Сухецкого разъезда проектируемой железной дороги. В современном понимании, Сухецкий разъезд должен был находиться в районе предвходного светофора ст. Родинская со стороны Мерцалово, - в 2 км севернее входных стрелок станции. Вплоть до Второй Мировой войны в том месте располагалась железнодорожная будка, а также был оборудован (предположительно, в 20-30-х годах) нерегулируемый железнодорожный переезд, - грунтовка устремлялась к Сухецкой колонии, в честь которой раздельный пункт и был назван. Остатки переезда и "пятачок", где располагалась будка, идентифицируются до сих пор.

 

Бывший Сухецкий разъезд

 

Что же касается подъездного пути и Григорьевского рудника, то последний разрабатывал участки угольного месторождения в тех местах, где сейчас расположено поле шахты "Краснолиманская", но только на верхних горизонтах. Кроме генеральской шахты, здесь были открыты более-менее крупные (Алексеева, Шинявского и пр.) и мелкие (Давидова, Евтухова, Изуса, Веркена, Шульмана, Мовергозе, Каминских, Шпунтовича, Евтухова, Рыбкина, Пеняева, Исаакиевские) шахты. При благоприятных условиях шахты могли дать более 6 млн. пудов (до 100 тыс. тонн) угля в год, и поэтому генерал Токайшвили и Совет Съезда ходатайствовали перед Министерством путей сообщения о строительстве 4-х вёрстной тупиковой ширококолейной подъездной ветви с конечной углепогрузочной станцией, к которой должны были примыкать грунтовые и узкоколейные подъездные пути шахт и мельниц, - от данной станции также предусматривалась вывозка хлеба.

 

Министерство путей сообщения согласилось на строительство Григорьевской подъездной ветви, но на условиях полного возврата средств в казну по окончании строительства. Такие условия не устраивали генерала Токайшвили, и проект Григорьевской ветви, буквально, завис в воздухе. Ходатайства о строительстве последовали и в 1914-м, и в 1915-м, и даже в 1916 годах, но должной реакции на них не было. Лишь к 1918 году было решено построить рудничную узкоколейку с конной тягой от шахт Григорьевского рудника, расположенных на правом склоне Липовой балки, предварительно открыв Сухецкий разъезд для приёма угля. Что же касается шахт, расположенных на левом сколне буерака, они должны были обслуживаться станцией Паровичная (от дореволюционного термина в горном деле "паровичные угли", которые залегали в Гришинском угленосном районе) на проектируемой соединительной ветке в направлении Гришино - Краматорская, примыкавшей в районе севернее ст. Гришино также по Сухецкому разъезду.

 

Не смотря на столь существенные предполагаемые объёмы угледобычи на Григорьевском руднике, он не был единым предприятием, хотя работа всех шахт с 1917 года курировалась акционерным обществом "Григорьевка-Гришино". Но на каждой шахты был свой хозяин, своя технология разработки угля, свои объёмы угледобычи. Более того, инфораструктура на многих шахтах напрочь отсутствовала. Когда зашла речь о реорганизации рудника и строительстве новой шахты с глубиной ствола примерно, как на "Родинской", оказалось что кроме обветшалого дома Мовергозе капитального жилья поблизости нет (хутор Фёдоровка, возникший в тех местах, не имел никакого отношения к руднику), и селить потенциальных рабочих и инженеров некуда. К тому же, на дворе был 1918 год... Поэтому неудивительно, что после революционных событий, Григорьевский рудник оказался на балансе совхоза, а о рельсовом подъездном пути больше "заявки не поступали".

 

Тем не менее, Сухецкий разъезд фигурирует на некоторых схемах и картах 20-х годов. Но это документы по линии Геологического комитета. В документах Министерства путей сообщения информация о Сухецком разъезде отсутствует.

 

Карта 1920 года

 

Карта 1926 года

 

Будка Сухецкого разъезда на карте 30-х годов

 

На карте 1938 года видно, что на месте нынешней станции Родинская ранее была оборудована насыпь с разноуровневой развязкой, под которую до революции "ныряла" грунтовка из села Новоэкономическое в село Доброполье. Естественно, никаких остановой ни здесь, ни по Сухецкому разъезду, - до 50-х годов не было.

 

К обустройтству станции Родинская приступили в 1951 году, когда от главного пути в направлении Красноармейское – Доброполье был построен разгрузочный тупик, начало формироваться путевое развитие, а также началось строительство подъездных путей к шахтам «Родинская» № 2, им. XXI Съезда КПСС (ныне – «Белицкая»), а позже – и к другим шахтам. Уже в 1954 году станция отправляет первые угольные маршруты (составы, обеспечивающие полное использование весовой нормы локомотива) в направлении Красноармейска. Примерно с этого же времени на станции останавливаются рабочие (пригородные) поезда Красноармейское - Доброполье. Докучала нехватка вывозных локомотивов. Работники станции жаловались: чтобы отправить их вагоны на Красноармейск – паровозов не выделяется. Зато со стороны Доброполья в течение энного времени прошло несколько паровозов резервом, но и они не забрали вагоны с углём. Что касается маневровых паровоза, на станции их было 3 единицы, - они применялись как для формирования-расформирования маршрутов, так и для подачи вагонов на шахтные станции и вывозки угля с последних. Обустройство станции завершилось лишь в 1955 году. Пассажирское здание (т.н. "вокзал") построили в 60-х годах.

 

Схема ж.д. в 1955 году

 

История железной дороги и станции неразрывно связана с историей посёлка, позднее - города Родинское. Так, в 1960 году станция Родинская отправила 2,57 млн. тонн (из них практически весь объём занимает уголь, 1,6 тыс. тонн – металлолом, рельс и т.д.), а приняла – 286 тыс. тонн различных грузов (из них – ок. 164 тонн – стройматериалы, ок. 53 тонн – лес и т.д.). Среди принятых по станции Родинская грузов встречаются также машины, пищевые продукты: рыбо, пиво, мука, соль, сахар, макаронные изделия. С точки зрения современной логистики, данные грузы не предназначены для перевозок железнодорожным транспортом, но в 50-х годах, когда асфальт повсеместно уложен не был, а машины не были столь распространены, как сейчас, характерной была следующая картина. родовольственные и промышленные товары поступали на "общесетевые" и шахтные станции, откуда на автомобилях, гужевым транспортом или вручную доставлялись в магазины. Даже тяжелобольных в Новоэкономическое (Мирноград/Димитров) и Сталино (Донецк) зачастую доставляли в пассажирских вагонах. В 1964 году объём отправления грузов на станции возрос на 34 %, а приёма – на 58 %. С 1964 года на направлении Красноармейск – Доброполье – Лозовая (соединительная ветка Дубово - Мерцалово построена к 1960 году) грузовые поезда повели тепловозы, вытеснившие к 70-м годам на поездной работе морально устаревшие паровозы. Что касается маневровой работы, здесь последний паровоз "выпустил пар" в 1976 году.

 

Грузооборот станции в 50-е - 70-е годы прошлого века был, воистину, высокий. Одна только шахта "Краснолиманская" давала до 500 вагонов угля в сутки, а "Родинская" № 2 - до 150 вагонов. Согласно техническо-распорядительному акту станции Родинская за 1960 год, путевое развитие станции Родинская в 1960 году включало в себя следующие пути:

- приёмно-отправочный для грузовых и пассажирских поездов № 3, с пассажирской платформой и помещением для погрузки-выгрузки багажа - тогда ещё в вагоне, снятом с рельсов;

- приёмно-отправочные для грузовых поездов №№ 1, 2, 4 (путь № 1 - главный, на пути № 2 допускался отстой пассажирского поезда во время скрещения двух пассажирских составов);

- накопительный и приёмно-отправочный на шахты (речь идёт об одном и том же пути);

- приёмно-отправочный на шахты;

- для накопления груза на Красноармейское (два пути, допустимая скорость – 25 км/ч);

- вытяжной тупик (со стороны нынешней базы «Укравтодора»);

- соединительный путь и предохранительный тупик (со стороны шахт № 2 «Родинская» и «Краснолиманская»). 

Старые железнодорожники, работавшие на станции в 60-х годах, утверждают, что фактически работа по формированию маршрутов шла на трёх путях, чего было, конечно же, мало для беспроблемного обеспечения бесперебойной работы станции, обслуживавшей 6 шахт и 2 обогатительные фабрики. Позже вступил в строй асфальто-бетонный завод... Но бесперебойность обеспечивали. 

 

С 1963 года через ст. Родинская курсируют 2 пары пригородных поездов в сообщении Дубово - Красноармейское, одна из которых с 1965 года курсировала в составе дизель-поезда Иловайского депо. В 1969 году маршрут следования дизель-поезда был продлён до ст. Лозовая. В 1979 году через Родинское курсировали 1 пара пригородных дизель-поездов в сообщении Лозовая - Иловайск, 1 пара дизель-поездов в сообщении Попасная - Доброполье, 1 пара пригородных поездов в сообщении Красноармейск - Дубово, 1 - Красноармейск - Ветерок (с 1981 года продлена до Дубово), 2 пары - в сообщении Легендарная - Красноармейск. Статистика отправления пассажиров со ст. Родинская, в сравнении с другими раздельными пунктами направления, на конец 50-х - конец 60-х годов приведена ниже.

 

1959-1969

 

1964

 

Фотографируя 10 лет назад состав пригородного поезда Красноармейск - Доброполье (а тогда их было 3 пары в сутки) на плёночную "мыльницу", автор и предположить не мог, что сегодня данное фото будет историческим. В 2007 году были отменены все пригородные поезда, курсировавшие через ст. Родинская, а в 2009 году - хозяйственные, в которых был возможен проезд пассажиров. Грузовая работа станции продолжается, но...

 

2006

 

2011


Ваши молитвенные нужды Подробнее
Задать вопрос Подробнее
Новые фото
Stop 00:00:00 Vol